ЕГЭ-2016. Химия. Эксперт. Медведев Ю.Н., Антошин А.Э., Лидин Р.А.
Пособие состоит из краткого теоретического курса химии, составленного согласно кодификатору ЕГЭ, 15 типовых вариантов ЕГЭ и тренировочных тематических тестовых заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания составлены с учетом всех требований и особенностей ЕГЭ. В сборнике даны ответы на задания типовых вариантов ЕГЭ и тематических тестовых заданий. Приводится полное решение типового варианта. Предназначено учащимся средних школ, слушателям подготовительных курсов, а также учителям и методистам для организации подготовки к ЕГЭ и проведения промежуточного и итогового контроля.
Предисловие | 6 |
КРАТКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС |
Основы теоретической химии | 8 |
Неорганическая химия | 18 |
Органическая химия | 37 |
Химическая реакция | 87 |
Экспериментальные основы химии | 110 |
Расчеты по химическим формулам | 116 |
ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ |
Инструкция по выполнению экзаменационной работы | 129 |
Вариант 1 | 130 |
Вариант 2 | 140 |
Вариант 3 | 150 |
Вариант 4 | 161 |
Вариант 5 | 171 |
Вариант 6 | 181 |
Вариант 7 | 192 |
Вариант 8 | 202 |
Вариант 9 | 213 |
Вариант 10 | 224 |
Вариант 11 | 234 |
Вариант 12 | 244 |
Вариант 13 | 254 |
Вариант 14 | 264 |
Вариант 15 | 274 |
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ |
ОБЩАЯ ХИМИЯ |
1. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и ^/-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов | 285 |
2. Периодический закон и Периодическая система. Изменение радиусов атомов и химических свойств элементов по периодам и группам | 286 |
3. Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь | 287 |
4. Электроотрицательность и степени окисления элементов. Валентность атомов в сложных веществах | 289 |
5. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки | 291 |
6. Классификация химических реакций в неорганической химии | 291 |
7. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов | 293 |
8. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена | 294 |
9. Гидролиз солей. Среда водных растворов. Индикаторы | 296 |
10. Окислительно-восстановительные реакции. Подбор коэффициентов в уравнениях реакций методом электронного баланса | 299 |
11. Электролиз расплавов и растворов | 300 |
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ |
12. Классификация и номенклатура неорганических веществ | 303 |
13. Общая характеристика, химические свойства и способы получения натрия, калия, кальция, алюминия и их соединений. Качественные реакции | 306 |
14. Общая характеристика, химические свойства и способы получения хрома, марганца, железа, меди и их соединений. Качественные реакции. Коррозия металлов | 308 |
15. Общая характеристика, химические свойства и способы получения водорода, хлора, кислорода, серы и их соединений. Промышленный синтез серной кислоты. Качественные реакции | 312 |
16. Общая характеристика, химические свойства и способы получения азота, фосфора, углерода, кремния и их соединений. Промышленный синтез аммиака. Качественные реакции | 315 |
17. Характерные химические свойства оксидов | 321 |
18. Характерные химические свойства гидроксидов | 322 |
19. Характерные химические свойства солей | 323 |
20. Взаимосвязь неорганических веществ | 325 |
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ |
21. Многообразие, классификация, номенклатура и теория строения органических соединений. Гомология и изомерия углеводородов | 328 |
22. Строение, химические свойства и способы получения углеводородов. Механизм реакций замещения и присоединения. Качественные реакции | 332 |
23. Строение, функциональные группы, химические свойства и способы получения спиртов, фенола, простых эфиров, альдегидов. Промышленное получение метанола. Качественные реакции | 338 |
24. Взаимосвязь органических соединений | 342 |
25. Природные источники углеводородов, их переработка. Синтез высокомолекулярных соединений | 347 |
РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ |
26. Объемное отношение газов и тепловой эффект в химических реакциях | 350 |
27. Масса вещества по известной массовой доле и массе раствора | 352 |
28. Масса вещества (объем газа) по известному количеству другого вещества в реакциях | 354 |
29. Масса, объем или количество продукта по реагенту в недостатке, с примесями или в виде раствора | 356 |
3*0. Нахождение молекулярной формулы вещества | 358 |
ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ |
ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ | 362 |
Ответы к заданиям 1-26 базового уровня части 1 | 362 |
Ответы к заданиям 27-35 повышенного уровня части 1 | 364 |
Решения и ответы к заданиям части 2 | 365 |
РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТИПОВОГО ВАРИАНТА ЕГЭ | 378 |
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ |
Общая химия | 405 |
Неорганическая химия | 407 |
Органическая химия | 410 |
Расчетные задачи | 412 |
Уважаемые выпускники и абитуриенты!
Настоящее учебное пособие представляет собой сборник заданий для подготовки к сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по химии, который является как выпускным экзаменом за курс средней школы, так и вступительным экзаменом в вуз. Структура пособия отражает современные требования к процедуре сдачи ЕГЭ по химии, что позволит вам лучше подготовиться к новым формам выпускной аттестации и к поступлению в вузы.
Пособие состоит из 10 вариантов заданий, которые по форме и содержанию приближены к демоверсии ЕГЭ и не выходят за рамки содержания курса химии, нормативно определенного Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Химия (приказ Минобразования № 1089 от 05.03.2004 г.).
Уровень предъявления содержания учебного материала в заданиях соотнесен с требованиями государственного стандарта к подготовке выпускников средней (полной) школы по химии.
В контрольных измерительных материалах Единого государственного экзамена используются задания трех типов:
- — задания базового уровня сложности с кратким ответом (в прошлые годы тип А),
- — задания повышенного уровня сложности с кратким ответом (в прошлые годы тип В),
- — задания высокого уровня сложности с развернутым ответом (в прошлые годы тип С).
К каждому заданию первого типа (1-26) предложены 4 ответа, из которых только один верный. Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый указал верный ответ.
В заданиях второго типа (27-35) в ответе требуется записать число или последовательность цифр (текст решения писать не нужно). Ответ записывается в специальном бланке.
В заданиях третьего типа (36-40) требуется написать текст решения. Текст решения записывается на специальном бланке. Задания именно этого типа составляют основную часть письменной работы по химии на вступительных экзаменах в вузы.
Задания с развернутым ответом могут быть выполнены выпускниками разными способами. Поэтому решения, приведенные в методических рекомендациях для экзаменаторов (имеются в виду критерии оценивания заданий части 2 в разделе «Решение заданий варианта 4»), следует рассматривать как один из возможных вариантов ответов.
Назначение данного пособия — ознакомить читателей со структурой контрольных измерительных материалов, числом, формой и уровнем сложности заданий. Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки и сдачи ЕГЭ в соответствии с целями, которые они ставят перед собой.
В пособии даны ответы к заданиям всех вариантов и приведены подробные решения всех заданий десятого варианта. Кроме того, приведены образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов и решений. Именно такой вид имеют контрольные измерительные материалы, которые получают выпускники на экзамене. Прежде чем приступить к решению заданий, изучите внимательно все инструкции.
Настоящее пособие адресовано учащимся-старшеклассникам и абитуриентам для самоподготовки и самоконтроля. Пособие может быть использовано учителями химии и методистами для подготовки учащихся к итоговой аттестации по химии за курс средней школы, причем как в форме ЕГЭ, так и традиционного письменного экзамена.